Логотип
Внести сайт в избранное  |  Сделать стартовой страницей   Написать письмо  
Пресса   о компании  :  Курс молодых бобров.
 

КАК ПРАВИЛЬНО АВТОМАТИЗИРОВАТЬ МЕРЧАНДАЙЗИНГ?

Правильно, это когда автоматизация не только существенно повышает эффективность мерчандайзинга, но и открывает новые возможности для данного рода бизнеса; а также делает работу всех сотрудников отдела мерчандайзинга - от рядового мерчандайзера до топ-менеджера - приятной и удобной.

Выбор технологии.

Чтобы эффективно автоматизировать мерчандайзинг, вначале нужно определиться с территорией, на которой планируется его организовывать. То есть необходимо ответить на следующие вопросы:

  • в каких городах уже организован мерчандайзинг?
  • в каких городах планируется начать проводить мерчандайзинг в ближайший год?
  • в каких городах/областях планируется организовать мерчандайзинг в идеале (т.е. когда ни будь в далеком будущем)?

К сожалению, повсеместно российские компании начинают мерчандайзинг без его автоматизации. Поэтому первый вопрос здесь как никогда уместен. В зависимости от ответа на вышеуказанные три вопроса необходимо выбрать класс программного обеспечения - системы управления базой данных (СУБД). Существует несметное количество классификаций СУБД. Многими специалистами признается, как самая простая: все разнообразие программных продуктов можно условно разделить по трем типам:

  • настольные СУБД;
  • СУБД для работы в локальных сетях;
  • СУБД для работы по "тонким" каналам (в т.ч. по сетям Интернет).

Основной смысл этой классификации вот в чем - на каких компьютерах (в смысле где) должно работать программное обеспечение.

Если сразу планируется, что программа будет работать на одном компьютере (или максимум, 3-4 расположенных рядом), то имеет смысл выбирать технологию настольных СУБД. К таковой можно отнести разновидности 1С ( не SQL сервер) - целый ряд разработок 1С по мерчандайзингу. Приятные особенности этой технологии заключается в дешевизне подобного программного обеспечения и быстроте внедрения. Речь идет всего о 300-600 у.е. и паре недель. Такая технология подходит для тех организаций, которые проводят мерчандайзинг только в одном городе (например, в Москве), и в никаких других городах организовывать мерчандайзинг не собираются - не в ближайшей, ни в долгосрочной перспективе. Действительно, "зачем платить больше". Но - в качестве недостатков такой технологии стоит отметить:

  • низкий уровень безопасности данных - любой просто проходящий мимо сотрудник (например, вновь нанятый уборщик) может за несколько минут элементарно переписать на дискеты всю базу данных
  • низкая надежность - всевозможные программные глюки становятся Вашими верными попутчиками
  • низкое быстродействие - при количестве записей более 10000 любые настольные СУБД начинают существенно притормаживать
  • бесперспективность - несмотря на то, что часть систем подобного рода "с возможностью работать по локальным сетям", но эта возможность чем то напоминает возможность установки в ВАЗ-21093 кондиционера - возможность то есть, но если ее задействовать, то начинаются весьма неприятные тормоза. И точно так же, как девятку не переделать в BMW, так же и настольную систему никогда не переделать в полноценную систему работы в локальной сети, а тем более в систему для сети Интернет

Если мерчандайзинг планируется проводить в двух, максимум трех городах, и в этих городах у Вас есть полноценные филиалы, а также если никогда ни в каких других городах организовывать мерчандайзинг не собираются - не в ближайшей, ни в долгосрочной перспективе - то можно ограничиться СУБД для работы в локальных сетях. К таковым можно отнести тот же 1С, но клиент-сервер. Приятными в данной технологии является быстродействие, надежность, безопасность. Также интересным является возможность объединить на уровне обмена пакетами территориально удаленные филиалы. Цена подобных систем колеблется от 600$ до 10000$. И большая часть в этой цене - именно возможность работы в других городах. Каждый дополнительный город будет требовать для себя отдельного сервера, сисадмина, расходов на Интернет и денег, денег, денег.. И опять таки, в СУБД для работы в локальных сетях (классический Клиент-Сервер) возможность работы с удаленными серверами декларируется, но на практике ох как сложно и дорого ее организовать. Среди недостатков рассматриваемой технологии прежде всего следует выделить бесперспективность - так же как и для настольных СУБД, при переходе к полноценной системе для работы через Интернет, придется все переписывать практически с нуля. Также данная технология является обычным средством автоматизации, и ничего более.

Итак, мы подошли к самой интересной, современной и перспективной технологии - СУБД для работы по тонким каналам (в т.ч. через Интернет). Если Вы уже проводите мерчандайзинг в 4-х и более городах, и собираетесь в ближайшем будущем организовать мерчандайзинг в более чем 6-ти городах, то такая технология - для Вас. Все СУБД для работы через Интернет обладают следующими преимуществами: надежность, неограниченное количество пользователей, высокое быстродействие, безопасность, возможность удаленной работы с данными с любого места земного шара, а также новые возможности ведения бизнеса, на которых я отдельно остановлюсь ниже. Цена подобных систем - от 2000$ и выше. СУБД для работы через Интернет, в свою очередь, также делятся на два класса:

  • тонкий клиент;
  • супер-тонкий клиент.

При использовании тонкого клиента конечным пользователям для работы с системой на своем компьютере придется устанавливать определенное программное обеспечение. Кажется, мелочь, но представьте необходимость в 89-ти областных городах России обеспечить правильную установку и функционирование малоизвестного программного обеспечения - задача не из легких. Поэтому тонким клиентом пользуются лишь в тех случаях, когда подразделения мерчандайзинга в регионах совпадают с подразделениями дистрибьютеров, и есть принципиальная возможность воспользоваться (обычно бесплатно) услугами сисадминов дистрибьютеров. К недостаткам тонких клиентов стоит отнести более высокие требования к Интернет-соединению. Среди достоинств можно выделить более дешевую, по сравнению с супер-тонким клиентом, стоимость разработки новых подсистем.

Супер-тонкий клиент обычно не требует никаких предварительных настроек компьютера - достаточно обычного Windows со стандартным Internet Explorer. То есть в регионах люди могут работать из обычных Интернет-кафе или из дома без всяких проблем. Таким образом, необходимость в системном администраторе на местах отпадает как таковая. К недостаткам супер-тонких клиентов можно отнести более высокую, по сравнению с тонким клиентом, стоимость разработки новых подсистем.

Выбор технологии чрезвычайно важный этап, и неверно выбранная технология может служить причиной больших проблем в будущем. Поэтому имеет смысл при покупке готового программного обеспечения или заказе нового, обязательно уточнять используемую технологию. Иногда бывают случаи, когда настольная СУБД выдается за супер-тонкого клиента. Вот список вопросов, которые обязательно надо задать продавцу, чтобы Вам не всучили устаревшую технологию:

  • СУБД для работы в локальных сетях и по тонким каналам всегда используют клиент-сервер. В качестве SQL-сервера могут выступать: Oracle, MySQL, MS SQL,: Узнайте у продавца используемый SQL-сервер. Желательно закрепить название используемого SQL-сервера в договоре.
  • СУБД для работы по тонким каналам - это системы реального масштаба времени. То есть если мерчандайзер ввел свой отчет в 15:30, то в 15:31 того же дня он уже должен попасть во все итоговые отчеты компании. Требуйте фиксации данного условия при заключении договора.
  • СУБД для работы по тонким каналам (в т.ч. через Интернет) лишь тогда является таковой, если все функции с системой можно выполнять через Интернет - от ввода отчетов мерчандайзерами до создания итоговых отчетов по всей компании. Зачастую, декларируемая возможность работы по сети Интернет, заключается только в вводе отчетов мерчандайзеров. А для выполнения административных функций необходимо быть в центральном офисе. Опять таки, требуйте отражения данного условия в договоре.

Распределенные базы данных

Тема распределенные базы данных заслуживает особого внимания. Словосочетание "распределенные базы данных" (РБД) звучит так красиво, что многие компании тут же соглашаются на создание подобных систем. Что же такое РБД и нужны ли они для мерчандайзинга? Разберемся подробней. Как уже описывалось ранее, для СУБД, работающих в локальных сетях или в сети Интернет, необходим сервер - компьютер в сети, на который установлено специальное программное обеспечение. Этот сервер должен поддерживаться высококвалифицированным специалистом (профессиональным сисадмином). Поиск такого специалиста - дело не простое, и зарплаты у них немалые. Также и сам сервер требует затрат - хотя бы на hardware (т.е. на железо - аппаратное обеспечение). В случае распределенных баз данных необходимо в каждый филиал ставить по серверу - представляете, во сколько раз возрастают затраты и повышается сложность? И опять таки, в Москве или Питере можно найти хорошего сисадмина. А где-нибудь в Омске или Владивостоке? Затраты, затраты, затраты.

Зачем тогда нужна технология распределенных баз данных? Главная ее цель - обеспечить независимость работоспособности компании от сбоев Интернет. На мой взгляд, она имела смысл лет 5 тому назад, когда Интернет каналы были весьма ненадежны. Сейчас же провайдеры растут как на дрожжах, качество связи растет. Да и мерчандайзинг - не такое подразделение бизнеса, для которого простой одного (!) филиала на 30 минут в неделю является смертельным.

Итак, по моему глубокому убеждению, распределенные базы данных для автоматизации мерчандайзинга не нужны.

Геоинформационные системы

Также отдельной темой стоит рассмотреть географические информационные системы (ГИС). Это когда большая часть информация представлена в виде географических карт и схем. Для мерчандайзинга ГИС позволяет:

  • на карте городов, областей, стран представлять выходную информацию о отчеты
  • на схеме магазинов давать местоположение интересуемых материалов и в дальнейшем обрабатывать такую информацию
  • находить места для открытия новых прибыльных торговых точек
  • составлять автоматически маршруты мерчандайзеров с экономией времени - т.е. кратчайший по времени маршрут для обхода максимального количества точек

ГИС - это своеобразный лакомый кусочек, который так хотят заполучить многие топ-менеджеры мерчандайзинга. К сожалению, они совсем забывают о том, что ГИС должна надстраиваться на уже созданную СУБД. Технически ГИС - это надстройка на обычную информационную систему (ИС). И чтобы создать ГИС, вначале необходимо создать просто ИС.

Понятно, что не на каждую ИС можно надстроить ГИС. Поэтому, если компания твердо решила создать ГИС, то создаваемая обычная ИС должна быть с возможностью дальнейшего усложнения до ИС. Недостатки ГИС являются скорее финансового плана - геоинформационные системы весьма и весьма дороги. Даже на Западе геоинформатика считается довольно новым направлением, и специалисты в этой области очень высоко ценятся. В отличие же от Запада, в России очень мало векторных карт городов. А векторизация карты для одного среднего города стоит от 5000 у.е.

С моей точки зрения, ГИС - это перспективное направление на будущее мерчандайзинга. При автоматизации мерчандайзинга сегодня желательно закладывать возможность в будущем создания ГИС-надстройки. Но делать полноценную ГИС сегодня экономически нецелесообразно. Через 5-7 лет специалистов в геоинформатике будет гораздо больше, а векторные карты большинства российских городов можно будет приобрести на Горбушке.

Особенности автоматизации мерчандайзинга на больших территориях.

Остановимся подробней на автоматизации мерчандайзинга на больших территориях - область, край, страна/страны. Как описывалось Выше, для автоматизации в этому случае необходимо использовать СУБД, работающая по тонким каналам (т.е. через Интернет). Рассмотрим использование супер-тонкого клиента для этой цели. В дальнейшем будем называть такую технологию Интранет.

Сервер

Как театр начинается с вешалки, так и Интранет начинается с сервера. Сервер - это такой мощный компьютер, на котором физически находятся данные, и именно к нему все сотрудники - от мерчандайзера до топ-менеджера - обращаются во время работы. Поскольку именно на нем находятся все данные, и именно он является центром системы, то лучше на нем не экономить. Минимальная цена для нормального сервера --от 2000 у.е.. Очень желательно укомплектовать его RAID-массивом (чтоб если вдруг жесткий диск сгорит, то чтоб не было мучительно больно), системой ежедневного резервного копирования информации (стример, или хотя бы CD-RW).

При покупке сервера сразу надо учитывать, куда его устанавливать. Некоторые провайдеры требуют сервер в юнитовом исполнении. Установить сервер можно либо к провайдеру, либо в центральный офис компании. В последним случае в офис должен быть подведен быстрый и надежный Интернет (выделенный канал со скоростью от 512 КБит).

Операционная система для сервера - тоже важный момент. Все уже наслышаны о глюках Windows, посему, на мой взгляд, операционная система на сервере должна быть Unix - клоном. Например, Linux.

Также следует отметить, что многие компании, предлагающие автоматизацию мерчандайзинга, предлагают сразу и аренду сервера. Тем самым есть возможность сильно сэкономить и ускорить процесс автоматизации.

Доступ

Сразу предполагается, что к системе будут иметь доступ разные люди - от мерчандайзера до топ-менеджера. Посему имеет смысл продумать возможные роли, и для каждой роли создать свой умвельт - то есть набор данных и функций, которые видит данная роль. Принцип умвельта - это когда мерчандайзер и не подозревает о каких-то там итоговых отчетах. У него есть лишь те пункты меню, что ему нужны. Пункты меню, которыми пользуется топ-менеджер, у мерчандайзера даже и не появляются. Также должна быть система простого управления доступом - разрешение/запрещение пунктов меню конкретным ролям.

Говоря о доступе, нельзя не сказать о безопасности системы. Недопустимо систему доступа задавать только в меню. Она обязательно должна быть продублирована на SQL-сервере.

Новые возможности бизнеса

Отличительной чертой Интранет является возможность работать с системой из любой точки земного шара. Почему-то всегда упоминают возможность работы с системой из дома и из отпуска с Гаваев (что весьма пугает топ-менеджеров - типа и отдохнуть то спокойно не дадут). Но Интранет действительно несет новые возможности для бизнеса, которые не в состоянии дать другая технология. Рассмотрим по отдельности те из них, что могут быть применены к мерчандайзингу.

Самоокупаемость отдела мерчандайзинга

То, что эффективный мерчандайзинг позволяет существенно увеличить объем продаж, никто сомнению уже не подвергает. Но получать (в том числе периодически) финансирование для нужд мерчандайзинга, наверное, не самое легкое дело для любого начальника отдела мерчандайзинга. Что ни говори, но для директоров компании отдел мерчандайзинга всегда остается затратной частью. Пользуясь же Интранет - системами, у отдела мерчандайзинга появляется возможность стать полностью самоокупаемым. То есть отдел не только будет справляться со своими задачами, не получая от компании ни копейки, но даже приносить прибыль. Как этого добиться? Существует два способа.

Первый - если компания занимается мерчандайзингом определенной товарной группы (например, зубных паст "Кедровый Бальзам" и "Модум"), то добавить в список товаров для работы еще парочку товаров из этой же товарной группы (например, Blend-a-Med или Aquafresh), практически ничего не стоит. Конечно, если есть Интранет система, позволяющая не только быстро добавить во все первичные и отчетные документы новые товары, но и сделать специальную группу доступа для заказчика. Заказчик в этом случае просто будет заходить в Интернет через Internet Explorer, и под своим именем/паролем видеть оперативно всю необходимую его информацию без непосредственного обращения к сотрудникам отдела мерчандайзинга. С минимумом затрат можно добиться оказания маркетинговых услуг на профессиональном уровне. При этом расценки будут значительно ниже, чем у организаций, занимающихся только маркетингом.

Второй - в существующую Интранет систему несложно добавить многопроектность - и тогда, наряду с базовой товарной группой (например Парфюмерия), можно будет быстро и сравнительно недорого организовать мерчандайзинг любой другой товарной группы (например, Молочные продукты). Действительно, лишь немного увеличить штат мерчандайзеров.

Таким образом появляется новая ниша в маркетинговых услугах - услуги отделов мерчандайзинга тех компаний, которые первыми внедрили у себя современные Интранет-системы автоматизации мерчандайзинга.

Учет POS-материалов

Профессиональная полиграфия сегодня стоит недешево. Тем паче обидно видеть директорам компаний, когда дорогие листовки, буклеты, плакаты используются не по назначению в массовом порядке - например, когда ими топят печки. К сожалению, разбазаривание POS-материалов в регионах - явление нередкое. И существует лишь один способ не допускать растрату денежных средств на POS-материалы - их учет по всей цепочке мерчандайзинга с помощью Интранет-систем. Тогда не только будет видно, куда пошли буклеты и листовки, но и:

  • можно будет построить корреляцию объема продаж от объема POS-материалов
  • можно будет найти необходимое и достаточное число POS-материалов на единицу торговых точек в месяц, и не выделять больше, чем нужно. А если мерчандайзер требует больше, то, скорее всего, он неверно ими пользуется или расходует не по назначению.

Таким образом Интранет-система позволяет существенно экономить на POS-материалах, тем не менее никак не уменьшая их позитивный эффект.

Интранет, Эктранет, или как заслужить благосклонность производителя

Давайте представим себе ситуацию - например, производитель выбирает, кому из дистрибьюторов предоставить эксклюзивное право на дистрибуцию его товаров по какой-нибудь территории. При прочих равных условиях, у одного из дистрибьюторов есть Интранет система автоматизация мерчандайзинга, которой производитель уже пользуется, а у другого нет такой системы. Вопрос - кого выберет производитель - является очевидным. Производитель чрезвычайно заинтересован в получении информации по мерчандайзингу своих товаров в регионах. Зачастую за такую информацию он согласен платить скидками за свой товар, что является конкурентным преимуществом для продавца.

Если пользователями Интранет системы являются не только сотрудники Вашей компании, но и заказчики, поставщики, и пр., то данная Интранет-система является еще и Экстранет системой. В данной статье я привел лишь часть новых возможностей для бизнеса Интранет/Экстранет систем. Для конкретной компании их можно найти гораздо больше.

Рекомендации

  1. Тем компаниям, которые намерены организовывать мерчандайзинг на больших территориях, настоятельно рекомендую использовать систему автоматизации мерчандайзинга ИСМ-Т, успешно эксплуатируемой ТОРН-Косметик для мерчандайзинга торговых марок "Модум" и "Кедровый бальзам" в 60-ти регионах России. Данная система удовлетворяет всем требованиям, предъявляемой к технологии "супер-тонкого" клиента. Подробней об этой системе см. на http://ism-t.narod.ru/ism-t.html
  2. В случае, если Ваша компания хочет организовать эффективный мерчандайзинг, но не знает как, предлагаем технологию мерчандайзинга "под ключ", успешно апробированную в компании ТОРН-Косметик. Подробности см. на http://ism-t.narod.ru/techno.html
  3. Если Ваша компания занимается товарами бытовой химии, косметики, парфюмерии или фармацевтики, то у Вас есть уникальная возможность за разумные цены воспользоваться услугами отдела мерчандайзинга ТОРН-Косметик, в том числе на регулярной основе. Отдел мерчандайзинга ТОРН-Косметик - это 60 регионов России, база данных по 35000 торговых точек. Подробней см. http://ism-t.narod.ru/uslugi.html

Продукты | Технологии | Услуги | О Мерчандайзинге | Об Интранет | О компании
http://www.informator.ru

HOLMS.ru Counter Rambler's Top100 TopCTO Софт программы Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет

Хостинг от uCoz